1. Комбинация обладает очень высокой начальной вероятностью, а также очень высокой конечной полезностью, однако предварительные знания об этой полезности очень низки. Примером этого случая является “удачная догадка” или то, что “правильно по неправильной причине”. Например, кто-то может выиграть в рулетку, импульсивно поставив все свои деньги на год своего рождения, но это останется вопросом чистой удачи. Более того, в этом примере человек не узнал бы ничего, кроме очень кратковременного факта, что счастливое число было выигрышным числом при данной конкретной ставке. Напротив, кто-то другой может угадать комбинацию чисел, которая открывает сейф, и тем самым получить более прочные знания (по крайней мере, до тех пор, пока служба безопасности не изменит комбинацию). Конечно, хакеры могут систематически перебирать распространенные пароли без каких-либо предварительных знаний, кроме тех, которые слишком часто используются наивными пользователями компьютеров (например, “пароль” имеет высокую вероятность). креативные поделки

2. Комбинация имеет очень высокую вероятность, даже несмотря на то, что полезность очень мала, что, к сожалению, стало возможным из-за низкого уровня предварительных знаний об этой полезности. Это то, что отличает это событие от иррационального упорства. Хотя у этой комбинации может быть более одного источника, в науке лучшими примерами являются то, что Кун (1970) назвал “аномалиями”. Это случаи, когда предсказание из устоявшейся (“парадигматической”) теории или закона противоречит данным или выводам. Такие аномалии демонстрируют пределы предполагаемого опыта ученого. Вместо решения проблем эти события стимулируют поиск проблем и, таким образом, могут привести к творчеству, даже если сами по себе эти события не являются творческими (Ростан, 1994).

3. Здесь начальные вероятности очень низки, полезности очень низки, и предварительные знания об этих полезностях также очень низки. Эта ситуация может быть представлена либо когнитивным блужданием ума, либо поведенческими манипуляциями. Первое иллюстрируется грезами наяву, второе - игрой на пианино или пробованием новых движений на танцполе. Большинство результирующих комбинаций очень скоротечны просто потому, что они настолько бесполезны. Но время от времени получается что-то удивительно полезное. Этот результат может произойти просто потому, что уровень предварительных знаний настолько низок, что комбинации не могут пройти предварительный отбор на предмет полезности, как это происходит при неявной экспертизе. Неожиданное открытие затем приводит к озарению или переживанию “ах-ха”, которое показывает, что комбинация действительно соответствует четвертому и последнему типу.

4. Как и в предыдущем типе, комбинации здесь имеют низкие начальные вероятности, а также низкое предварительное знание полезностей, хотя на самом деле эти полезности очень высоки. Из восьми типов комбинаций этот, безусловно, самый важный для понимания научного творчества. Действительно, комбинации с параметрами p→0, u→ 1 и v → 0 непосредственно приводят к формальному определению креативности, как показано далее.